Путешествия, фильмы, выставки. Субъективно. (opposto) wrote,
Путешествия, фильмы, выставки. Субъективно.
opposto

Особняк Смирнова.

Итак, целью посещения было увидеть отреставрированные интерьеры особняка П.П.Смирнова на Тверском бульваре. Примчалась я туда вовремя (почти), чуть после 2х часов, и начала метаться между закрытыми дверями фасада и двора. Посетила отделение Пенсионного фонда, позвонила в разные звоночки, и вернулась к первой двери, в которую я ломилась недостаточно настырно, не приступив к звонению сразу. Дверь мне открыл сильно благополучного вида молодой охранник, попытавшийся сказать, что я поздно заявилась, но, как ни странно, внявший моей пылкой речи о том, что я тут "блудю" уже четверть часа.
Вот он домик. Обратите внимание на три высоких окна


и на балкон.


Особняк Смирнова был перестроен в стиле "модерн" знаменитым московским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Одновременно он работал над особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель перестраивал дом два раза: в 1901 - 1906 гг. и в 1910-1913 гг. по желанию наследников. Известный как «водочный король», Петр Петрович Смирнов (среди прочего он был старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля) купил этот особняк в 1900 году для своей любовницы. В 1906 году он сдал его под клуб московского дворянского собрания. После продажи дома его вдовой и до революции здесь располагалось Московское судебное управление, а в советское время народный суд и военная прокуратура. Как сообщил мне охранник, сегодня владельцем особняка является фирма "Мелодия". В 1994 году при подготовке к визиту в Москву английской королевы и в силу намерения вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском переулке, который занимала "Мелодия", фирме досталась такая вот компенсация. Входим.
Вестибюль со сводчатым потолком, косым вырезом входа на выливающуюся в это помещение мраморную лестницу и характерными растекающимися завитками у ее основания настраивает на нужный лад. Начинаем предвкушать.


Второй этаж особняка представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых выполнен в ином историческом стиле, что позволяет совершить увлекательно-просветительную архитектурную прогулку.
Первый зал действует опрокидывающе ошеломляюще. В силу своей 2х-этажной высоты и наличия троицы витражных окон, он производит впечатление базилики и называется Романским.


В отделке зала использован мореный дуб. Коричнево-зеленая цветовая гамма, готическая люстра плюс витраж создают полумрак, театральность, таинственность, удовольствие игры.


Привлекает камин с фигурами львов под колоннами и сценами средневековой битвы






и, конечно, напротив, над широким проходом в аванзал - псевдобалкон с интригующим рельефом "Битва дракона и собаки".






Аванзал - это чистой воды модерн.Пилястры меж окон отделаны темно-красным мрамором.
Очень «шехтелевская» лесенка с изогнутыми, как положено, перилами несет волшебный фонарь.


Капители украшены рельефными листьями каштана.




Следует рассматривать ручки.


Рокайльная комната радует потолком: изящность лепнины с растительными орнаментом и двумя «декадентскими» дамами в туниках, рассаженными по диагонали, дополняется хороводом светильников плафона.




Классический зал. Прямоугольный потолок украшен лепниной в духе позднего Ренессанса с рельефами на морскую тему: нимфы, сирены, гиппокампы.




Камин из зеленого мрамора – декоративный. Декоративным же является и знаменитый балкон эпохи модерна, выходящий на Тверской бульвар. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями.


Греческий зал – светлый, с античным лепным фризом на тему состязаний на колесницах по периметру потолка. Мрамор колонн – искусственный.


Египетский зал – самый большой. Я бы ему отвела роль танцевально-концертного. Он бежево-золотистый. Многооконный. Говорят, здесь отличная акустика, сопоставимая с храмовой. Плафон центральной части потолка символически представляет бога солнца Древнего Египта - Ра. По периметру зала - широкий фриз с контррельефом по мотивам египетских папирусов. Обрамление широких окон в виде порталов несет изображение крылатого солнечного диска – Атона.








Будуар всем, наверно, уже показали до моего прихода. Я заскочила туда на обратном пути, послав охрану выдворять посетителей из Египетского зала (а то они ко мне приставали, в смысле, на выход просили).


Совершенно чудесная дверь с листьями смоковницы по верху, повторяющими рисунок с фасада дома.




Здесь тоже есть камин - в углу комнаты из розового с прожилками камня.


Необычный потолок являет характерный для модерна орнамент по углам из стилизованных цветов и листьев розы.


Сильно выраженная постреставрационная новизна несколько мешает восприятию. Кругом назойливо торчат вентиляционные решетки, надписи «Выход» и т.п. Дом приемов и торжеств, как никак.

Но все можно довообразить!
Tags: Москва, Шехтель, интерьеры, модерн, особняк, особняк Смирнова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments